Валерий Черешня * * * Стена, знакомая до трещин, больничный двор, и две фигуры прижавшихся к ограде женщин, – невзрачная клавиатура душе для ежедневной гаммы, чтоб пальцы чувств не забывали партиту сдержанной печали: пустынный двор, листа дрожанье на выступе оконной рамы... ДЕРЕВО Вере Дановской Послушай, невозможно написать, как дерево… послушай, невозможно, оглянешься, вздохнешь неосторожно, и можешь вновь и вновь припоминать тот город маленький от дома до вокзала, сухую пыль, песчаную дорожку и дом пятиэтажный, где стояла такая тишь, как у лесной сторожки, где в полутемной комнате жужжала большая муха, тыкаясь в подушку, где мы с тобой раздетые лежали не только потому, что было душно. А ближе к вечеру, на узеньком балконе, ты пробавлялась болтовней ненужной, и был вдали пейзаж, как у Джорджоне, окутан синей дымкою воздушной. Я понимал и чувствовал вполсилы, и нас оставил ангел наш, хранитель, – собрались тучи и заморосило… И вот тогда я дерево увидел. ЕЩЕ ОДНО ДЕРЕВО А может, это было в том, другом, где набережной выгиб за углом пятнает воду полузыбкой тенью, не тронув светлую проплешину теченья, где воздух разрежённей и пустей, и с чем-то белым – утрами, ночами ли, омытый еженощными печалями едва-едва проснувшихся людей. И, как у плачущих, слегка просветлено его неповторимое лицо: оград железных слипшиеся веки, тугой асфальт разглаженного лба, улыбкой губ бесстрастная Нева умело окаймляет острова, вбирает непрославленные реки и медленно течет в полукольцо мостов его, надбровных дуг его. И только даль везде и несравнима, та даль, что бережно творит из ничего до суеверия любимое лицо, та даль, что создана для вечных расставаний или возвратов вечных к ней одной, где улица теряется на грани существования меж небом и землей, где ты была, когда сжимала руки и говорила: «горе мне с тобой!», и дерево, принявшее все муки большого города, касалось нас листвой. Оно росло затравлено и криво... Послушай, невозможно написать, как были мы небрежно суетливы, как примелькалось чахлое созданье... И только в жестком свете расставанья смогли его увидеть и узнать. ГИЛЬГАМЕШ тема и вариации 1. Ночью, пока смотреть рано еще глазам, он примеряет смерть к жизни своей пазам. Тесно, не втиснуть в паз, слишком она из другой оперы, той, что нас музыкой манит немой: там ни пауз, ни нот не прозвучит нигде, – лишь запеканка забот о посмертной еде: грудой в гробнице лежит с привкусом сытого сна пища, – прекрасна на вид, жаль, что из глины она, а в спелёнутый рот, – страшен голодный мертвец, – ветер пылью плюет, плоской пустыни певец, сколько б ее ни ел сытости нет как нет... в жуть Гильгамеш смотрел, в смерти своей беспросвет. 2. Я превращу тебя в труп, – будет родным твоим больно, в горе терпение губ дрогнет движеньем невольным... Это – потом, а сперва станешь ты злым, всё видавшим, неба сухая стерня разум исколет. Пропавшим даром: не ведая жить, длить день за днем в упоенье больше тебе не скрепить душу. А смерть в отдаленье жадностью тысячи ртов, ждущих желанной поживы, подстерегает твой рёв, рёв, оглашающий нивы. 3. Нужно себя учить быть землей, быть прахом, – ведь это тебе предстоит. Без страха, вслушиваясь в свои бессловесные недра, учишься легкому языку трав и ветра, легкому, потому что родному. Потому что звуки его, летящие мимо, но кучно, словно стреляет великий безумный мастер, вдруг озаряют коротким игольчатым счастьем, им и живешь. Но втискиваясь в страницу, держишься всем существом за пойманную синицу, и лишь отпустив, опустев, благословя, обретаешь летящего косо и вдаль журавля. Санкт-Петербург Поздравляем Валерия Самуиловича с юбилеем! Новых книг, старых друзей! «Новый Журнал»