Игорь Горский

 

Неизвестное письмо Максимилиана Волошина Алексею Толстому

 

Максимилиан Волошин принял Первую мировую войну как неизбежное последствие духовной деградации европейского общества начала ХХ века. Накануне вступления России в эту кровавую бойню Волошин приехал в Швейцарию, где стал трудиться на строительстве антропософского храма в «коммуне» философа Рудольфа Штейнера[1]. Еще по дороге в Европу Максимилиан писал: «Казалось что я переживаю фантастический сон, что я кинут в неведомые века и в неизвестную страну, быть может европейскую, но после ее завоевания монголами». И это в пока что мирном Будапеште. Война была в воздухе и манифестировала себя срочным закрытием границ всех европейских государств. Волошин же говорил, что на всем его пути ему удавалось попасть на последний поезд или пароход. В конце концов в еще мирный день, 31 июля, он приехал-таки в Дорнах. В этой швейцарской деревне многонациональная община исповедовала религиозно-мистическое учение современного «пророка» и учителя Рудольфа Штейнера, называемое им антропософией. Позже из Дорнаха Волошин перебрался в Париж, где начал писать статьи для российских газет. В следующем же 1915 году он написал более десятка проникновенных стихотворений, вошедших в книгу «Anno mundi ardentis 1915», которая была издана в 1916 году. В этой поэтической книге В.М. Жирмунский[2] увидел «темный бунтующий хаос, разорвавший покровы современного сознания»[3]. Сам Волошин повторял в письмах к близким, что «это война не национальная, не освободительная <…> Это борьба нескольких государственно-промышленных осьминогов <…> Идут на войну и святые и мученики. Но всё это для того, чтобы стать желудочным соком в пищеварении осьминога». В дни всеобщего безумия поэт призывал к спокойствию: «Надо теперь не судить, кто прав, кто виноват. А понять, исчислить, анатомировать, расчленить те силы, что составляют войну <…> И корень всего этого лежит в сознании своего культурного превосходства и того одичания морального, которое ведет за собой современная промышленность (как можно больше дешевых и безобразных предметов), торговля (завоевание рынков – покупай или убью!) и политика (право сильного, институт компенсаций)»[4]. В начале апреля 1916 г. поэт возвращается обратно в Россию. Интересно его высказывание того же времени о целях российского участия в мировой войне и одновременно выражение согласия с ними: «Единственное желание – определенное и ясное, которое у меня есть в этой войне, – это чтобы Константинополь стал русским. Что это внесет в Россию, страшно думать <…> В Константинополе я вижу, прежде всего, религиозный центр для России, именно там вижу моральное кипение, из которого выплавится нравственный лик славянства»[5]. Непонятно, что это было – смятение ли, всплеск русскости, отклик на притязания русского правительства? А может быть, это было влияние Тютчева, который еще в 40-х годах XIX века мечтал об образовании «великой Православной Империи, законной Империи Востока <…>, осуществленное поглощением Австрии и возвращением Константинополя», и об объединении Восточной и Западной Церквей[6].

И это при том, что в целом Волошин относился к войне с отвращением, и перспектива стать ее участником ему безусловно была противна. К тому же физически он не был готов к военной службе, в том числе из-за травмы правой руки. Волошин повредил ее при падении с велосипеда еще в 1905 году[7]. А волноваться было о чем. Как писала его наставница А.М. Петрова[8], «было распоряжение <…> после осмотра и отпуска уже <…> брать всех, <…> кроме явных калек». Поэтому-то в связи с предполагавшимся призывом на военную службу он и обратился в отдельном письме к своему близкому другу той поры — Алексею Николаевичу Толстому. В собрании сочинений оно упоминается как невыявленное[9]. Мы подготовили его первую публикацию. Письмо печатается по современной орфографии с сохранением отдельных особенностей авторского стиля[10].

 

Толстой, будучи в это время уполномоченным Всероссийского земского союза, ответил Волошину в недатированном письме (видимо, около 7-10 октября 1916 года).

Около 28 октября Волошин снова отправился в Феодосию, где прошел медицинский осмотр в военном присутствии. Ситуация усугублялась тем, что местный исправник М. Солодилов[11], имевший личные счеты с поэтом, вопреки мнению врачей твердил: «Годен!». После этого осмотра Максимилиан Александрович получил предписание на обследование в Керченском госпитале. В ожидании поездки в Керчь он много рисовал, читал лекции в Феодосии, устраивал вечер памяти Сурикова и готовился к участию в очередной выставке «Мира искусства». Наконец, 10 ноября Волошин прибыл в Керченский госпиталь. Через шесть дней, пройдя обследование, он написал Кандаурову в Москву, что в Керчи признан для военной службы «негодным из-за невладения правой рукой». На этом призывная «эпопея» Волошина была закончена.

Нужно, правда, заметить, что между Феодосийским и Керченским обследованиями он написал очень яркое антивоенное письмо военному министру Д.С. Шуваеву[12], где заявил о своем отказе от военной службы, «как европеец, как художник, как поэт». Он писал, что «тот, кто убежден, что лучше быть убитым, чем убивать <…>, не может быть солдатом». И дальше: «я преклоняюсь перед святостью жертвы гибнущих на войне», но «для меня, от которого не скрыт ее космический моральный смысл, участие в ней было бы преступлением»[13]. Неизвестно, отправил ли Волошин это письмо, получил ли его министр и какая была реакция. Но копия этого послания осталась в архиве поэта, а сама история не имела продолжения.

В феврале 1917 г. в России произошел перелом. Русская и мировая история вступила в новую эпоху, когда Февральская революция была подавлена Октябрьским переворотом.

Как и прежде, Волошин оставался над схваткой, и такая позиция требовала внутренней твердости, огромного мужества и философского подхода к происходящему хаосу. «Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чем не разочаровали; я их ожидал давно и в формах еще более жестоких»[14], – констатировал поэт. Взгляд художника улавливал не столкновение социально-экономических и политических сил, а глубокий метафизический изъян в самой человеческой истории. Но мировые потрясения наложили неизгладимый отпечаток на поэтическое творчество Волошина – его историко-революционный цикл можно назвать поэтическим протоколом стыка двух эпох, по силе превосходящим другие литературные произведения этого времени[15].

 

Публикация, комментарий – Игорь Горский

 


1. Рудольф Штейнер (1861–1925), австрийский доктор философии, педагог, лектор и социальный реформатор; эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик XX века, автор многих сочинений, прочитавший тысячи лекций по всей Европе; основоположник антропософии и антропософского движения.

2. Виктор Максимович Жирмунский (1891–1971), лингвист и литературовед, доктор филологических наук, профессор, академик АН СССР.

3. «Биржевые ведомости». 1916. 9 сент. № 16791. Утр. вып.

4. Волошин, М.А. Из литературного наследия: [в 3 вып.]. СПб., 1999. Вып. 2. С. 132.

5. Волошин, М.А. Собрание сочинений: [в 13 т.]. М., 2011. Т. 10: Письма 1913–1917 гг. (Письмо А.М. Петровой, 1915 г.). С. 323.

6. Тютчев, Ф.И. Россия и Запад. М., 2007.

7. Волошин, М.А. Собрание сочинений: [в 13 т.]. М. 2010. Т. 9: Письма 1903–1912 гг. (Письмо А.М. Петровой, 1905 г.). С. 188-189.

8. Волошин, М.А. Собрание сочинений. Письмо А.Н Толстому от 14 октября 1916, Коктебель (№ 213). Прим. 2. С. 530.

9. Письмо от 3 октября 1916 года, впервые представленное в этой публикации.

10. См. текст письма, а также всю переписку, в журнальной книге №312, 2023.

11. Михаил Иванович Солодилов – феодосийский исправник, с которым у Волошина были натянутые отношения (см. рассказ Викентия Вересаева «Коктебель»).

12. Дмитрий Савельевич Шуваев (1854–1937), русский военачальник, генерал от инфантерии, военный министр Российской империи во время Первой мировой войны, расстрелян во время Большого террора.

13. Волошин, М.А. Собрание сочинений: [в 13 т.]. М., 2011. Т. 10: Письма 1913–1917 гг. (Письмо Д.С. Шуваеву, 1916 г.). С. 539.

14. Воспоминания о Максимилиане Волошине. М.: «Советский писатель». 1990.

15. Епанчин, Ю.Л. Над схваткой: Пацифизм как позиция христианского гуманизма (Максимилиан Волошин в годы Первой мировой войны) / Освободительное движение в России. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2007. Вып. 22. С. 140-145.