Александр Петров

Из цикла «Эрос»

ЛЕДА

                         Меж ними юная любовь, –
                         И пала таинства прелестного завеса.

                                                                 А. С. Пушкин

Кликнула
с радостью Леда,
невинная и молодая,
белого лебедя
увидев
как стремится к ней.
И не какой-то
сексапильный молодец,
хоть он был и схожий
с громовержцем
Зевсом,
но крылатый путник,
страстный и нежный,
услыша радости клик,
снял завесу
ее тайны
и в тайну проник.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗЛА

                         ...может, спит
                                        Владислав Петкович-Дис*

1
Две женщины.
Разного цвета волосы.
Высокие каблуки
Или босые.
Беспощадные.
В одного мужчину
влюбленные.
K драке
непривыкшие,
однако
жестокая
вспыхнула схватка.
Мертвые?
Может спят.

2

                         после этого сна...
                                   Владислав Петкович-Дис

Два брата
и она.
Душа.
Вселенная.
Друг друга
хватают
за глотку.
Жизнь
коротка.
Похороны
после
любовного сна.
Обнялись.
За пределами зла.
________________________________
* Владислав Петкович-Дис (1880–1917), сербский поэт-импрессионист, военный корреспондент. Участник
Первой и Второй Балканских войн (1912, 1913), Первой мировой войны. Корабль, на котором раненый поэт
направлялся во Францию, был торпедирован немецкой подводной лодкой. Один из наиболее известных его
поэтических сборников «Утопленные души» принес ему славу «прóклятого поэта».

ЧЕРНАЯ ПОЭТЕССА

                         ...Голая женщина, черная женщина
                                            Леопольд Сенгор*

Женщина черная.
Для Сенгора:
черная мать.
Африканка –
красoта.
Старой станет
и умрет.
Превратится
в чернoзем.

Нет у поэтессы
страха старения.
Старость! Ну и что?
Воспоминания
о страданиях,
о молчании,
и что скрывать,
от кого?
За видимым
темным кругом
душа – радуга.

Черная женщина.
И красная
там, где целую ее.
С ней мы – одно.
Я Эрот.
Эрот – она.
Женщина нагая.
(Одетая,
за рулем.)
_________________________________
*Леопольд Седар Сенгор (1906–2001), франко-сенегальский поэт и философ; один из африканских
интеллектуалов XX века, деятель панафриканизма.

НИМФЕТКА

                         Мерещится Набоков

Со звездного круга
до стола.
Нимфетка нагая.

Из бесконечности,
из ниоткуда –
К бумаге.
Из безмерья,
прямым курсом –
к перу.

Вся из ворожбы,
Чтоб писателя
околдовать.

Белая. Книгу снесла.

ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ

                         А два и два – один – в последнюю ночь
                                             Бранко Милькович*

Грудь ее
за веками
поэта.
Темнеет
бездна.
В сумерках
ему мерещется
спина.
Ее.
Дрожит ветка.
Поверх бровей.
Два и
два?
Едва-едва
один.
Летит.
Жаждою томим.
_______________________________
* Бранко Милькович (1934–1961), сербский поэт, один из лидеров неосимволистского движения в Сербии,
соединивший в своем творчестве эстетику символизма с сюрреализмом.

ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ

                         ...и пыталась поцеловать его.
                                             Оскар Уайльд «Саломея»

Вожделею иногда
тебя во сне.
Хотя и осязаю
как, щитами
сдавленная,
ты сияешь и мне,
как луна,
сквозь семь вуалей,
с поцелуем смерти
на устах,
Саломея.
Снится мне и моя
голова на блюде.
И, как в молельной,
чистая,
храбрая душа
Крестителя Христа –
Иоанна –
во вселенной

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ

                         Вечный лебедь...
                         ...они могут сокрушить мне душу, копье, руку и
                         ногу, но тебе – я знаю – не могут, не могут.
                                                  Милош Црнянский*

Белая лебедь,
живая, беспечная,
как будто она
космическое яйцо
снесла.

Из глубины
ее космоса
просвечивает
лицо Эроса.
Почти потухшая
душа поэта,
ни черная, ни белая,
не веря,
что слушают ее,
черной лебеди
песню поет.

Вдруг поэта видение,
как солдата
на огненной черте,
озарит.
Парит белая лебедь над горизонтом
в его последней строке.
_______________________
*Милош Црнянский (1893–1977), известный сербский поэт, драматург, переводчик. Участник Первой
мировой войны; его антивоенные стихи стали манифестом сербского «потерянного поколения». С началом
Второй мировой войны жил в Лондоне. Вернулся в Белград в 1965 году. Оказал большое влияние на развитие
современной сербской поэзии. В Сербии учреждена Литературная премия имени Милоша Црнянского.

                                                                                             Питтсбург – Белград, 2020–2021