Солженицынские тетради: Материалы и исследования: Альманах. – Вып. 8 / М.: Русский путь, 2021. – 338 с.

 

Когда Надежду Григорьевну Левитскую, отбывавшую срок в сталинских лагерях, вызвал начальник и предложил «сотрудничать», она ответила: «Меня мама еще учила, что доносить-ябедничать нельзя». В тот же день ее с этапом отправили на лесоповал. Обо всем этом Надежда Григорьевна, дочь одного из ближайших соратников Николая Вавилова, рассказывала в своем письме к Солженицыну в 1990 году. А до этого, еще в годы так называемого застоя, она была одной из «невидимок» – тех, кто, рискуя жизнью, прятал произведения Солженицына и передавал их для публикации. Также среди них была и незабвенная Елена Цезаревна Чуковская, блистательный литературовед и человек совершенно фантастического мужества.

Обо всем этом и о многом другом можно узнать, взяв в руки восьмой выпуск альманаха «Солженицынские тетради», – как всегда, посвященного наследию писателя.

Альманах представляет неопубликованную доселе третью часть воспоминаний писателя о его студенческой жизни в Ростове-на-Дону. Он писал их в Вермонте, спустя почти полвека, но поражаешься точной, ясной памяти писателя и его способности передать юношеское, порывистое, порою сбивчивое, восприятие окружающего мира. Здесь и рассказ о первой женитьбе, и ощущение вины перед матерью за то, что не успевал уделять ей достаточное внимание, и яркие, мощные впечатления от велопробега по югу СССР. Перед нами встает жизнь 1930-х годов – нищая и, в то же время, полная надежд.

А вот, как, к примеру, Александр Исаевич описывает свое впечатление от «Дней Турбиных»: «Я был полностью ошеломлен, другого такого сильного театрального впечатления не помню: ведь я жил постоянной тенью революции и Гражданской войны – и вдруг рельефно восстанавливается другая сторона, белая – которой я сердцем, оказывается, по-прежнему предан… И сверх того: сам дух Булгакова, сверкающая легкость его – как призывны, как родны мне. Первый раз открываю писателя, до такой степени близкого мне! Ощущение – старшего брата».

Читатели смогут познакомиться и с другими неизвестными строками Александра Исаевича, в частности, – с его письмами к своим соратникам. Здесь и восторженный очерк об А. Сахарове: писатель буквально любуется какой-то поистине детской наивностью академика и, в то же время, его совершенно фантастическим, запредельным отсутствием чувства страха. Необычайно интересно и письмо к Солженицыну одного из самых его любимых собеседников и корреспондентов – замечательного физика-теоретика Михаила Поливанова. В «Тетрадях» приводится всего одно письмо Поливанова к Солженицыну, но за ним чувствуется личность огромного масштаба. Вот всего лишь одна цитата: «…Духовные основы русофилов вызывают во мне сильнейшие подозрения: я боюсь этого направления, т. к. думаю, что они ничего не понимают в истинных основах русской и православной традиции, <…> а просто хватаются за всё, чем могут поддержать свой национализм. Если национализм малых наций понятен и простителен и – во всяком случае – сравнительно безопасен, то национализм наций великих (хотя бы числом) быстро ведет к мрачному тоталитаризму».

В альманахе представлен и ряд статей, так или иначе анализирующих творчество писателя. Особый интерес, наверное, вызовет публикация одной из самых известных исследовательниц творчества Солженицына Галины Тюриной, посвященная донскому писателю Федору Крюкову, чье сердце не выдержало испытаний Гражданской войны. Те, кто сомневался в авторстве Шолохова, считали именно Крюкова создателем «Тихого Дона».

Другая работа Тюриной, в соавторстве с Екатериной Жуковой, представляет фантастическое по объему исследование, выполненное в различных архивах России. Оно посвящено истории рода Щербаковых, к которому принадлежала мать Солженицына. Читатели могут проследить драматическую судьбу этой крепкой ставропольской семьи, владевшей, как тогда говорили, «экономией» и прошедшей сквозь все жернова страшных сталинских лет.

Любителям библиографии наверняка стоит обратить внимание на статью Надежды Егоровой о книжном собрании русских эмигрантов «второй волны» Пашиных (Пасхиных), ныне хранящейся в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына. Николай Сергеевич Пашин, профессор русского языка и литературы в Стэнфордском университете, прошел и сталинские лагеря, и немецкий плен. Оказавшись в Америке, он продолжал служить русской словесности и оказал Александру Исаевичу огромную помощь при работе над историей Февраля 1917 года для «Красного колеса».

 

* * *

Никита Струве. Встреча с Россией. Статьи, доклады, воспоминания, беседы, письма / Москва-Париж: Русский путь: YMCA-PRESS, 2021. – 640 с.

 

Он всю жизнь служил России, писал о ней, публиковал произведения, запрещенные на земле, ставшей Советской, однако на исторической родине побывал, когда исполнилось почти 60 лет. Поводом для этого стала поистине эпохальная выставка «YMCA-PRESS» в Библиотеке иностранной литературы в Москве осенью 1990 года. Конечно, СССР доживал последний год, но советская власть была еще крепка. И потрясенные москвичи и гости столицы просто шли, чтобы взять в руки книги столь недавно проклятых о. Сергия Булгакова, Николая Бердяева, Семена Франка и Александра Солженицына. Каждый день гости выставки могли общаться с человеком, появление которого в СССР казалось просто чудом. Невысокого роста, ироничный, в котором чувствовалась огромная внутренняя культура. И, конечно, благородство. Это был Никита Алексеевич Струве (1931–2016).

Сейчас, когда со времени его ухода прошло почти пять лет, всё больше понимаешь огромный масштаб личности этого удивительного человека. Именно благодаря ему были впервые изданы «Архипелаг ГУЛАГ», «Собачье сердце», «Чевенгур», многие стихи Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой. То есть книги, во многом определившие судьбы нескольких поколений. А еще, будучи почти полвека главным редактором журнала «Вестник РСХД», Никита Алексеевич неустанно бился за права верующих в СССР, печатал произведения великих русских религиозных философов. Позднее, уже в перестроечные времена, он и В. А. Москвин организовали дары книг в провинциальные библиотеки России. Никита Алексеевич с огромным удовольствием выступал в переполненных залах Орла, Белгорода, Липецка, Владивостока. И, конечно, во многом благодаря ему, а также Александру Исаевичу и Наталье Дмитриевне Солженицыным и В. А. Москвину, удалось создать Дом Русского Зарубежья.

Именно этот водораздел его жизни – возвращение на родину, которую он никогда не видел, – и взяли за основу составители книги «Никита Струве. Встреча с Россией», только что вышедшей в совместном издании «YMCA-PRESS» и «Русского пути». Над книгой работали верная соратница Струве, ныне главный редактор «Вестника РХД», Татьяна Викторова и известная исследовательница русского православного Зарубежья Наталья Ликвинцева. Ряд переводов подготовлен Светланой Дубровиной.

В сборнике представлены статьи, интервью, стенограммы выступлений этого, безусловно, одного из самых значительных российских просветителей ХХ века. Здесь и предисловия, которые он писал к «Вестнику», и размышления о наследии как русских, так и зарубежных богословов, и мысли о наследии классиков русской литературы. Одно из центральных мест сборника, конечно, занимает Солженицын. «Мы на Западе, во всяком случае, русские эмигранты и их потомки, всегда все знали, что происходит в России, знали о ГУЛАГе почти всё чуть не с самого его возникновения. Но Запад не хотел верить... А вот в солженицынское слово он поверил… Поверил он потому, что Солженицын обладал необычайной словесной художественной силой, обладал редкой способностью овладевать множественностью, способностью организовывать множество голосов в единое целое».

Многие статьи и заметки Никиты Алексеевича направлены на разъяснения «феномена Солженицына» для Запада. Струве рассматривал солженицынское слово как слово пророка, посланного рассказать всю правду о русской трагедии ХХ века. Интересно, что он вспоминал о первой встрече, когда великого писателя только выслали за границу. Александр Исаевич ясно и спокойно сказал ему: «Я вижу день, когда вернусь в Россию. И Вы вернетесь тоже». А ведь на дворе был 1974 год! А еще читателей ждут яркие, меткие характеристики ряда крупных деятелей православия как за границей, так и в России, статьи об Алексее Хомякове, о. Сергии Булгакове, Льве Шестове; о Льве Толстом, Пушкине, Достоевском, Тютчеве.

 

Виктор Леонидов